img_87441.jpg MACON Realty Group - консультант сети автоМФК

MACON Realty Group участвует в реализации проекта строительства объектов дорожного сервиса европейского уровня

baner-sochi-econom.jpg Лучшие практики девелопмента

Строительство ЖК "Остров Мечты" в Сочи совпало с кризисом 2008 г. Своевременная реакция девелопера на кардинальные рыночные изменения помогла сделать проект успешным.

Публикация

Статистика строительства или строительство статистики?

27.11.2019
Увеличить

Официальная статистика в России: особенности и проблемы

Оценка состояния и динамики развития строительной сферы в масштабах государства практически невозможна без качественных статистических данных. Именно официальные государственные статистические службы разных уровней собирают, анализируют огромные массивы первичной информации и дают сведения о различных индикаторах и показателях строительного рынка. Эти данные, в свою очередь, позволяют делать выводы о тенденциях развития отрасли и которые ложатся в основу любых прогнозных моделей. Без уверенности в точности и релевантности этих данных эксперты рынка и аналитики будут неспособны осуществлять правдоподобные прогнозы развития строительного сектора. Тем не менее, в российской действительности качество официальной статистики и вопросы доверия к ней всё чаще становятся предметом публичных дискуссий.

Статистика строительства или строительство статистики?

В 2018 г. экономика России показала максимальный рост за последние 6 лет. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), темпы роста ВВП увеличились с 1,6% в 2017 г. до 2,3% в 2018 г., что оказалось самыми высоким значением с 2012 года (в тот период ВВП увеличился на 3,7%). Такая выраженная положительная динамика стала сюрпризом, поскольку все официальные и неофициальные прогнозы по росту национальной экономики были гораздо менее оптимистичными: в среднем на уровне 1,5-1,8%. Однако в значительной степени успехи российской экономики в 2018 г. стали результатом искусственных манипуляций с показателями развития строительного сектора, а именно пересмотра Росстатом динамики строительной сферы в 2017-2018 гг. Особенно сильно изменился показатель объема строительных работ, выполненных за 12 мес. 2018 года, который по данным РБК составил 8,4 трлн руб., что на 5,3%, или 422 млрд руб. в абсолютных показателях выше показателя 2017 года. И это при том, что предыдущая по хронологии оценка – за 11 мес. 2018 г., данная тем же Росстатом, свидетельствовала о минимальном росте на уровне 0,5%. Другими словами, в конце 2018 г., по данным Росстата произошло нечто, что способствовало практически мгновенному приросту объема строительных работ и за 1 месяц увеличило положительную динамику данного показателя с +0,5% до +5,3%. Такая величина роста строительного сектора в 2018 г. стала рекордной за последние 10 лет: более высокими темпами — на 12,8% в год — отрасль росла только в 2008 году. С 2014-го по 2017 год в строительной отрасли, напротив, наблюдался устойчивый спад, который, как показывают официальные статистические расчеты, сменился достаточно резким ростом в 2018 г. Итоговый же вклад строительной сферы в темп роста ВВП России в 2018 году составил 0,3 п. п., хотя в 2017 г. ранее он был отрицательным (-0,1 п. п.).

Подобные резкие изменения вызвали широкую дискуссию об их реалистичности и, учитывая их влияние на итоговую динамику ВВП, о реальных ростах российской экономики в 2018 г. Причины сомнений в правдоподобности произведенного Росстатом пересмотра данных по строительному сектору можно сгруппировать в три основных блока.

Слабая аргументация Росстатом причин пересмотра статистических данных. Согласно официальным сообщениям Министерства экономического развития и Росстата, пересчет данных по строительной сфере в конце 2018-начале 2019 гг. носил плановый характер и был обусловлен уточнением респондентами в конце года ранее представленной информации. Это связано с особенностями статистического учета в сфере строительства в России: пик сдачи объектов приходится на самый конец года, и затем статистика долгое время уточняется. Окончательные данные за отчетный год публикуются обычно весной, а некоторые цифры могут корректироваться задним числом и за более длительный период. Однако в данном конкретном случае Росстат аргументировал пересмотр учетом новых данных по Ямало-Ненецкому автономному округу (ЯНАО), в котором в стадии реализации находится крупный проект – «Ямал-СПГ». Однако уже скорректированная по ЯНАО статистика добавила к объему работ по виду деятельности «Строительство» около 241 млрд руб., тогда как общая величина досчета составила около 565 млрд руб. Т. е. произошедшее искусственное увеличение показателя нельзя объяснить только одним проектом в одном регионе, однако, других официальных объяснений Росстат не озвучивал.

Динамика косвенных показателей строительного рынка. Масштабный прирост показателя объема выполненных строительных работ был зафиксирован на фоне спада во многих смежных со строительством отраслях, например, в производстве и транспортировке строительных материалов. Так по итогам 2018 г. железнодорожные перевозки строительных грузов за год снизились на 6,8%, перевозки цемента тоже упали на 6,5%, производство цемента сократилось на 2%, производство кирпича снизилось на 4,8%, в сегменте выпуска металлоконструкций также зафиксирован спад на 1,5%. Таким образом, согласно официальным данным Росстата производить и перевозить строительных материалов стали меньше, а строительных работ выполнено больше. Важным индикатором здесь также является динамика объема ввода жилья - самого емкого сегмента российской строительной отрасли, который в 2018 г. показывал устойчивый спад и снизился по итогам года более, чем на 4% (и на 6% в многоквартирном сегменте).

Причины административного характера. В 2017 г. Федеральная служба государственной статистики (Росстат), которая ранее являлась полностью независимым ведомством, которое подчинялось напрямую только Правительству РФ, согласно указу Президента РФ, стала подчиняться Министерству экономического развития. Очевидным является политический характер этого решения, поскольку независимый Росстат действовал без давления со стороны и это способствовало большей объективности статистических данных. Подчинение статистического ведомства Министерству экономического развития неизбежно способствует внутреннему конфликту интересов, поскольку данные Росстата прямо или косвенно свидетельствуют об эффективности работы Министерства и надежности его прогнозов. В создавшемся положении имеются предпосылки для определенного манипулирования статистическими данными.  

Официальная статистика только за последний год несколько раз оказывалась в центре публичных дискуссий, благодаря регулярным досчетам, пересмотрам и переоценкам статистической информации. Причем строительство – только одна из сфер статистического учета, которых коснулись манипуляции с данными. В конце декабря 2018 г. Росстат в значительной мере улучшил данные по динамике ВВП России в 2015–2017 годах. Так, согласно новой оценке, российская экономика в 2016 году выросла на 0,3%, хотя ранее указывалось снижение на 0,2%. Скорректирован также оказался и рост ВВП в 2017 году, хоть и не так значительно: +1,6% вместо +1,5%. Спад в 2015 г. также оказался меньше обозначенного изначально: -2,3% вместо -2,8% (а первая оценка Росстат вообще была на уровне -3,7%). Пересчет был обозначен как запланированный и был связан с получением новых уточненных данных.

В октябре 2018 г. общественное внимание было приковано к опубликованным данным о реальных доходах населения за январь-июнь 2018 г., которые по информации Росстата в целом по стране увеличились на 2,4%. Однако в 6 из 8 федеральных округов при этом была зафиксирована отрицательная динамика (от -1,6% до -0,4%), а рост доходов населения в оставшихся двух округах был на уровне +0,5% и +2,0%. Явное противоречие в статистических данных никак не было объяснено, а с начала 2019 г. Росстат перешел на новую методику расчета доходов населения и пересчитал все данные по этому показателю с 2013 г. В итоге получилось, что в период 2013-2018 гг. спад доходов составил 8,3%, вместо 10,9% (прошлая оценка), а в 2018 г. изначальный спад на 0,2% сменился ростом на 0,2%. Другими словами, динамика показателя реальных доходов была улучшена.

Много вопросов вызвал также недавний пересмотр Росстатом данных по промышленному производству за 2016–2018 годы в сторону повышения. Этот пересмотр привел к тому, что вместо стагнации в сфере промышленности в последние годы, новые статистические данные стали показывать картину умеренного роста. Например, по итогам 2017 г. первоначально Росстат оценивал динамику промышленности на уровне +1,0%, то после пересмотра – уже на уровне +2,1%. Аналогичным образом в сторону повышения были пересмотрены данные за 2016 год. Интересным оказалось совпадение, что оценка Росстата полностью совпала с прогнозом Министерства экономического развития, который был опубликован еще до того, как окончательные итоги 2017 г. стали известны.

В целом в 2019 г. Росстат провел радикальный пересмотр макроэкономической статистики за период с 2014 года. Главным выводом этого пересмотра стало формальное обоснование, что потери российской экономики от «санкционной войны» и обвала мировых цен на нефть были существенно преувеличены, а спад национальной экономики был небольшим и быстро закончился. Получается, что по новым пересчитанным данным не было ни продолжительной рецессии в экономике, ни большого спада в промышленности и строительстве, а единственным кризисным годом стал 2015 г. Нельзя однозначно утверждать, что Росстат сознательно искажал данные, однако, сложно не видеть в таких пересмотрах определенный имиджевый и политический подтекст. В целом эта ситуация напоминает многим экспертам поздний период существования СССР, когда «на бумаге» все показатели росли и экономическая ситуация улучшалась, а потом вдруг очень быстро это «улучшение» обернулось тяжелейшим экономическим кризисом.  

Масштабность пересмотров информации Росстата, широта спектра показателей, которые они затрагивают и общий оптимистичный вектор каждого из них (все изменения в данных носят только положительный характер и показатели пересматриваются только в сторону улучшения) на фоне часто недостаточной или неубедительной аргументации неизбежно вызывают сомнения у всех, кто пользуется этими данными.

Важно также отметить, что само по себе уточнение статистических данных и их пересмотр – это нормальная практика, которая имеет место в любой стране. Однако в тоже время любой пересмотр должен иметь четкое и понятное объяснение, и если такие корректировки происходят часто, то неизбежно должен возникать вопрос о качестве применяемой методологии сбора и анализа статистических данных.

Основные проблемы российской статистики

Периодические пересмотры статистических данных в строительстве и других сферах экономики, а также их возможная политическая ангажированность и субъективность трактовки – это не единственная сложность в работе Росстата. Работа данного ведомства характеризуется также и значительным числом накопленных объективных проблем и слабых мест, которые связаны не только с самим статистическим ведомством, но и имеют отношение ко всей системе сбора и публикации статистической информации в России.

Задержки в публикации данных и нерегулярный характер пересмотров данных. Как показывает практика многие макроэкономические показатели и индикаторы могут быть пересмотрены даже спустя несколько лет после их публикации. При этом зачастую актуальная информация появляется несвоевременно, с большой задержкой. Причиной этого по мнению Марселя Салихова, главного директора по экономическому направлению ИЭФ является недостаточно высокое качество первичной статистической информации, а именно статистических форм, которые ежемесячно или ежеквартально заполняют предприятия и компании.

Устаревший формат публикации статистических данных. Эта проблема является характерной особенностью работы Росстата, который публикует собственные данные (в т. ч. и оперативную статистику) - в форме пресс-релизов (или «статистических публикаций») на сайте. Эти документы представляют собой отдельные файлы в формате PDF или же таблицы Excel. Другими словами, статистика по многим ключевым показателям – это набор файлов с данными, которые либо не объединены в одну систему в рамках сайта, либо это сделано только частично.

Противоречивость данных и несоответствие официальной статистики в различных источниках. Как было отмечено выше, вся официальная статистика в России в первую очередь публикуется на сайте Росстата в виде отдельных файлов. Далее эти сведения могут быть скорректированы или уточнены, но информация об этом также публикуется в формате пресс-релизов, причем любые подобные пересмотры приводят к тому, что предыдущие файлы стираются и восстановить динамику событий и корректировок становится просто невозможно.

Закрытость части данных и отсутствие доступа к ведомственной статистике. Многие показатели, наблюдение за которыми ведется на регулярной основе, и информация о которых собирается и систематизируется профильными государственными ведомствами, никак не объединены с упомянутыми выше статистическими системами. Другими словами, министерства собирают собственные огромные массивы полезной информации, однако, в то же время не имеют обязательств по публичному раскрытию и предоставлению их пользователям. Например, в официальных данных Росстата отсутствует такой важный показатель как количество выданных разрешений на строительство, реестр которых ведется Министерством строительства, но эти сведения просто не передаются в официальную статистику и не публикуются в открытых источниках.

Частая и слабо аргументированная смена методологии. Многие из пересмотров статистических данных, обозначенных выше объяснялись Росстатом как следствие изменения методологии и способов расчета того или иного показателя. Причем очень часто эти методологические изменения носят хаотичный и непоследовательный характер и почти всегда бывают направлены на то, чтобы улучшить динамику отдельных индикаторов.

Неочевидная ценность некоторой публикуемой информации. Многие собранные и обработанные Росстатом сведения крайне затруднительно использовать на практике из-за неэффективного формата представления материалов. Например, при публикации информации о возрасте жилищного фонда, Росстат пользуется 25-летними интервалами. Такие сведения не представляют практически никакой аналитической ценности.

Очевидно, что российская статистика имеет ряд серьезных изъянов и проблем, которые снижают общий уровень доверия к государственной статистике. Однако нельзя сказать, что ситуация критична. Росстат стремится перенимать передовой опыт иностранных государств в сфере статистического учета и постоянно совершенствуется.

Перспективы развития государственной статистики в России

В конце 2018 г. был разработан комплексный план реформирования и модернизации Росстата, направленный на преодоление описанных выше проблем, а основными направлениями развития официальной статистики в России должны стать следующие:

  • отказ от отчетности в формате пресс-релизов и отдельных файлов в пользу публикации сразу цифровых данных в информационных системах и приведение системы отчетности Росстата к единым стандартам;
  • системная доработка и усовершенствование методологии подсчета ряда наиболее проблемных показателей, по которым наиболее часто происходят дооценки и корректировки ретроспективных сведений;
  • использование данных из альтернативных источников информации и big data для повышения точности статистической информации;
  • повышение информационной открытости Росстата, которое будет заключаться в более понятном и подробном объяснении методик и способов расчетов и оценок различных статистических показателей, а также создании площадки для того, чтобы обсуждать и совершенствовать действующую методологию с привлечением экспертов из разных сфер;
  • повышение удобства работы со статистикой и ориентированность на конечных пользователей статистических данных, которыми являются не только государственные структуры, но в большей степени частный бизнес и заинтересованные граждане.

Определенные положительные сдвиги, особенно в рамках последнего из обозначенных направлений развития, уже есть, например, в сентябре 2019 г. заработал обновленный официальный сайт Росстата, который стал существенно более удобным для пользователей, сохранив при этом широкий функционал. В режиме предварительного тестирования также находится мобильное приложение Росстата, которое расширит возможности по доступу к статистической информации с мобильных устройств.

Источник: EECFA.